16. Шоколадный домик
Телефон: +38 (044) 253 31 60, заказ экскурсий +38 (044) 253 05 21
Время работы: 11.00 - 18-30, выходные: понедельник, четверг.
Время работы галереи: 11.00 —17.00; понедельник, четверг – выходной.
Запись на экскурсии: тел. 253-31-60, 451-40-27.
Стоимость: взрослым – 25 грн.; школьникам – 10 грн.; студентам Академии изобразительного искусства и архитектуры, пенсионерам – бесплатно.
Следующее интересное здание – это двухэтажный домик, отделанный плитками, так напоминающими шоколадные, и выкрашенный в коричневый цвет полностью оправдывает свое название. Впрочем, именно из-за этих внешних примечательностей его и стали называть «Шоколадный домик». Здание построено в 1899 году киевским архитектором В.Н.Николаевым. Заказчиком особняка был купец первой гильдии Семен Семенович Могилевцев. На то время это был один из самых дорогих домов Киева. Могилевцев был из семьи лесопромышленников и, переехав в Киев, продолжал семейное дело. Он так же известен как щедрый благотворительный деятель. Педагогический музей (ул. Владимирская, 57.) был построен на его пожертвования, которые составили 500 000 рублей. Сам Семен Могилевцев любил жить красиво. Построенный двухэтажный особняк имел площадь 900 квадратных метров. Сегодня он выкрашен в единый коричневый цвет, а изначально в его отделке присутствовали несколько кофейных и шоколадных оттенков, благодаря чему отдельные элементы фасада выгодно подчеркивались. Над дугами, обрамляющие окна второго этажа, расположены жезлы Меркурия, античного бога торговли. И его символика здесь не случайна, поскольку хозяин дома был купцом. Особняк внутри был роскошным. В отделке каждой комнаты присутствовал свой стиль– готика, модерн, барокко, ренессанс, мраморная лестница в стиле ампир. Комнаты в доме были проходные, это позволяло гостям во время приемов переходя из одной в другую любоваться окружающим разнообразием и красотой.
В августе 1917 года хозяин «Шоколадного домика» умирает, а после октябрьской революции 1917 года особняк постоянно меняет обитателей и владельцев. В 1925 году здесь проживали сотрудники Академии наук. В 1934 году домик реконструируется и передается НКВД. В период с 1960-1980 годы в домике можно было зарегистрировать брак, здесь был Дворец бракосочетания. В 1982 году здание передали Управлению культуры и искусств киевского исполкома, которое начало выделять деньги на реконструкцию и реставрацию здания, поскольку оно уже находилось в весьма плачевном состоянии. Однако деньги выделялись небольшими суммами, их хватало только на самые необходимые работы, поэтому плачевное состоянии домика не намного улучшалось. В 1896 году в «Шоколадном домике» организовывают детскую картинную галерею. А в 2009 году принято решение об открытии в особняке филиала Киевского музея русского искусства, причем детскую картинную галерею не упразднили, а сделали частью музея. Что касается самого здания, то его решили полностью реконструировать, причем максимально придерживаясь исторической действительности.
17 февраля 2010 года «Шоколадный домик» вновь открылся для посещения. Сегодня в здании соседствуют картинная галерея, музей частных коллекций, музей одной картины и школа эстетического воспитания. В рамках проекта музея одной картины в домике планируется одновременно выставлять одно известное произведение и устраивать тематические вечера.
17. Дом Ковалевского
Третий дом, достойный рассмотрения по ул. Шелковичной - это дом Ковалевского. Во время нашего путешествия по Киеву мы знали, что стоит посмотреть два предыдущих особняка (Розовая готика и «Шоколадный домик»), а про дом Ковалевского нам ничего не было известно, поэтому мы рассматривали его как неизвестное, но интересное здание. А зря, у него не менее интересная история. Хотя случайный прохожий поведал нам свою, которая в корне отличается от представленных в глобальной сети, историю. Может это была его выдумка, а может и городская легенда. Прохожий рассказал, что особняк был построен арабским шейхом, который был влюблен в одну киевскую красавицу. И вот для встреч с ней он построил уютное гнездышко. Подобная легенда ходит и про хозяина «Шоколадного домика» Могилевцева, якобы он был влюблен в замужнюю княгиню или графиню, для тайных встреч с которой и построил свой особняк. Похоже киевляне любят придумывать амурные истории.
Уже в Минске данные Интернет источников поведали мне совсем другую историю. Здание, похожее на арабский дворец было спроектировано и построено по заказу чиновника Николая Викторовича Ковалевского в период с 1911 по 1912 года. Автором проекта является киевский архитектор Павел Федотович Алешин. Причем это один из немногих домов в Киеве, который был построен только для хозяина и его семьи, в то время как большинство строились как доходные (часть дома хозяева сдавали в аренду). Здание только во внешнем облике имеет черты романского стиля, изнутри все проникнуто стремлением к рациональному использованию любой свободной площади. Данное решение было навеяно не только тенденциями того времени, когда зодчие стремились к рационализму в своих творениях, но еще и тем фактом, что размер площади на которой предстояло разместить особняк, гараж, конюшню, коровник и сад составлял 46х35 метров. Поэтому использовать пришлось даже подземное пространство. На цокольном этаже здания размешались комнаты обслуживающего персонала, а в подземных помещениях под замощенным двором сооружены погреб и сарай для дров и угля. На чердаке были оборудованы сушилки и коптильни. И это не единственная сложная задача, которую решил архитектор. Дом предполагалось строить на углу двух улиц, которые стыковались друг с другом совсем не под прямым углом, а под углом в 78 градусов. Г-образная форма дома продиктована угловым расположение участка, а угловая граненая башня спроектирована, что бы скрыть острый угол (78 градусов) и объединить две стороны Г-образного здания. Башню венчал шлемовидный купол, под его сводами проходили репетиции оркестра. Архитектор очень скрупулезно подходил к своему творению, даже водосточную трубу решено было утопить в стену, что бы ее тень не создавала линий на фасаде и тем самым визуально не разбивала общую композицию. О тщательности работ свидетельствует и тот факт, что цокольные и первый этажи облицованы житомирским гранитом, а второй этаж – искусственным камнем на основе цемента, но архитектор так тщательно подобрал фактуру и цвет, что искусственный материал никак не выделяется на фоне натурального камня.
Со стороны ул. Орлика украшением здания является балкон на втором этаже, украшенный небольшими колоннами, такими же колоннами украшены по бокам окна граненой башни. На фасаде, со стороны ул. Шелковичной здание украшено барельефом в виде кошачьей головы. Некоторые источники утверждают, что архитектор Алешин запечатлел в этом барельефе свой автопортрет. Присутствует ли сходство можно судить по представленным фото.
Эксклюзивным в этом особняке является спецзаказ Ковалевского, по которому одна из комнат первого этажа была оформлена в виде купе железнодорожного поезда. Говорили, что был изготовлен специальный механизм, который имитировал тряску как в вагоне поезда, однако в ходе реставрационных работ он обнаружен не был. Комната являлась напоминанием хозяину особняка о знакомстве с любимой женой, которое произошло в купе поезда.
Здание было оборудовано водяным отоплением, дополненное в спальнях воздушным отоплением и все три этажа здания были связаны лифтом.
Ковалевский со своей семьей прожил в особняке до 1918 года, а затем эмигрировал.
К счастью фасад дома не пострадал от пожаров во время Гражданской и Второй мировой войны, а интерьеру так не повезло. В советское время дом занимали разные организации и помещения были переделаны с учетом их нужд. Реставрация 1972-1974 гг. ставила целью возвращению ряду помещений первоначального облика, работы проводились на основе архивных данных, авторских рисунков и натуральных исследований.
Некоторое время в здании располагалось Министерство иностранных дел. В настоящее время оно находится на балансе Администрации Президента Украины.
18. Кловский дворец
В середине VIII века (1752 г.) на землях, принадлежащих Киево-печерскому монастырю, по проекту немецкого архитектора И. Г. Шеделя и П.И. Неелова было начато строительство дворца. Закончил строительство двухэтажного дворца Стефан Ковнир в 1756 году. Расположился он в районе Клов, откуда и взял свое название (Название происходит от слова «клов», что означает «вода», «влага». В древние времена тут протекал Кловский ручей, который впадал в реку Лыбедь. Река Клов до сих пор проходит по центру города, но находится под землёй в коллекторе.). После окончания строительства вокруг дворца была высажена липовая роща, после чего район стал называться Липками.
Дворец предназначался для высших духовных особ и членов императорской семьи, которые приезжали в Киево-Печерскую Лавру на молебны. Но по каким-то причинам царствующие особы не часто останавливались в Кловском дворце. Как раз в одно время с Кловским дворцом был построен Мариинский дворец. Именно его чаще всего предпочитали представители царской семьи, несмотря на то, что он почти все время находился в состоянии ремонта.
За всю историю существования Кловского дворца, в нем находились и типография Киево-Печерской лавры, и военный госпиталь, и первая мужская гимназия. В конце VIII века дворец принадлежал губернатору.
После пожара 1858 года Кловский дворец превратился в пепелище. Через 7 лет Император Александр II распорядился передать дворец духовенству. При проведении капитального ремонта была изменена его планировка и надстроен третий этаж. До революции 1917 г. здесь размещалось женское духовное училище.
В период гражданской войны дворец был разрушен. Но 1930-е годы XX столетия его восстановили.
В 70-е года прошлого века была произведена очередная реконструкция. А с 1981 года здесь начал работать музей истории города.
В настоящее время Кловский дворец входит в коллекцию лучших зданий Киева прошлых столетий. С 2003 до 2009 гг. длилась реконструкция и перестройка дворца. А сейчас в нем находится Верховный суд Украины.
19. Нацбанк Украины
Сегодня по адресу ул. Институтская, 9 возвышается красивое, четырехэтажное здание Национального банка Украины. Однако история создания данного учреждения началась в одном из старых зданий Киева, где в 1839 году был основан Государственный коммерческий банк. Располагалось это здание по адресу ул. Бегичевская, 9 (нынешняя Институтская), около места расположения нынешнего здания банка. Здание было абсолютно не приспособлено для ведения финансовых дел, поэтому в последствии для банка был выкуплен двухэтажный дом в стиле ампир у польского дворянства. Он находился все на той же улице Бегичева. Дом считался одним из самых больших в городе. Аристократия Киева любила бывать в здании банка не только по деловым и финансовым вопросам, но и по случаю балов и маскарадов, которые проводились в великолепном зале для приемов. Однако со временем из-за оползней здание перешло в разряд аварийных, но вопрос о строительстве нового рассматривался около 10 лет. В итоге вопрос о необходимости строительства был решен и определено место постройки - возле старого, самого первого здания, в котором произошло рождения Государственного коммерческого банка.
Строительство началось осенью 1902 года. В ходе конкурса лучшим был признан проект архитектора Александра Кобелева, а фасад здания был позднее разработан Александром Вербицким. Облицовкой и художественным оформлением интерьеров занимался итальянский архитектор Эмилио Саля (он же оформлял Дом с химерами). Здание строили с учетом будущего расширение так, что бы его площадь удовлетворяла объемам финансовых операций на срок не менее 50 лет, поэтому проект включал в себя дополнительные подвальные помещения для возможных будущих нужд. Строительство завершилось 1 августа 1905 года. Взорам граждан предстала двухэтажная постройка, снаружи оформленная в стиле раннего флорентийского возрождения и северо-итальянской готики. Здание было облицовано искусственным камнем, который имитировал розовый песчаник и серый гранит. По обеим сторонам фасада стояли грифоны (орлиные тела с головой льва, в античной мифологии эти существа охраняли золотые месторождения), поддерживающие декоративные башенки. По проекту между новой постройкой и уже существующими зданиями оставались разрывы около 5 метров. Новое здание очень лаконично вписали и объединили с соседними при помощи каменных ворот.
Хорошая вентиляционная система является важным пунктом в строительстве подобных зданий. Поэтому она была оснащена по последнему слову техники и потребовала немалых финансовых затрат. Вентиляция была сделана двухсистемная – вытяжная и нагнетающая. Семь электровентиляторов за 1 час могли дважды перекачать воздух во всех помещениях банка. Во дворе здания около вохдухозаборника были посажены кусты роз. Во время их цветения по всем этажам банка витал цветочный аромат. Уже в наши дни во время ремонта здания попытались восстановить работу вентиляционной системы, которая оказалась в полном порядке, однако что бы вернуть аромат роз необходимо на месте сегодняшних гаражей опять разбить розарий. Помещения банка были оборудованы электроосвещением и паровым отоплением. Сумма затрат на отопление и вентиляцию вместе с работами составляла 100 тысяч рублей. Во дворе банка был построен четырехэтажный флигель с одно- и двухкомнатными квартирами для сотрудников банка. В 1905 году установлена пожарная сигнализация как в помещениях самого банка, так и во флигеле, которая через год спасла здания от возгорания, которое началось в одной из труб флигеля. Общая сумма, потраченная на строительство здания составила 850 тысяч рублей.
Несмотря на то, что здание банка строилось с расчетом перспективного роста на срок не менее 50 лет, уже в 1933 году в связи с переносом столицы Украины из Харькова в Киев назрел вопрос о дальнейшем расширении площади. Было принято решение о надстройки третьего и четвертого этажей к зданию банка. 25 февраля 1934 года под руководством архитекторов Ковеля и Рыкова начались строительные работы. В ходе перестройки металлическую крышу разрезали на семь частей и поднимали домкратами постепенно с надстройкой стен. Благодаря этим действиям удалось сохранить грифонов по углам фасада. После завершения надстройки четвертого этажа крышу вновь сварили и положили на чугунную подушку. Реконструкция завершилась через 8,5 месяцев 7 ноября 1934 года.
Здание не проиграло от надстройки, благодаря хорошо продуманным деталям оно выглядит еще более величественно. Верхние этажи поддержали стиль нижних и завершали общую картину. По углам фасада декоративные башенки, которые поддерживали грифоны, переходят в витые мраморные колонны и все завершается аналогичной декоративной башенкой у крыши здания. Под окнами четвертого этажа продублирован барельеф львиной головы, аналогично окнам второго этажа. На фасаде, с двух сторон от входа, на небольших вертикальных выступах между вторым и третьим этажами изображены гербы Подольской, Волынской и Киевской губерен и эмблемы ремесел, которые нуждаются в банковских дотациях (промышленность – зубчатое колесо, циркуль и рейсшина; транспорт – якорь, колесо, крылья; торговля – жезл Меркурия; сельское хозяйство – цепь и сноп колосьев). Интерьер не уступал внешнему виду, особенно операционный зал. Он был украшен скульптурами древнегреческих богов: Гермеса (бог торговли, прибыли), Гефеста (покровитель кузнечного ремесла), Деметры (богиня плодородия и земледелия), Афина Паллада (богиня искусств и ремесел). Особого внимания заслуживает застекленный потолок зала, его центр украшало расписанное красками по стеклу изображение покровителя Киева – архистратига Михаила.
Со времени окончания последнего строительства внешний облик здания банка практически не изменился, а интерьер немного пострадал. Например, в советское время вместо архистратига Михаила на застекленном потолке красовался советский герб. В настоящее время здание используется по прямому назначению, как главное отделение Национального Банка Украины, а при нем организован музей с коллекцией денежных единиц Украины.