Кроме статуи Елизаветы, парковый ансамбль украшают и другие статуи и скульптуры, а также фонтаны и декоративные урны.
Название «Peles» замок получил от названия речки, которая текла (и течет по сей день) по королевским угодьям.
Замок Peles имеет площадь 3200 м², на которой разместилось 168 комнат. Для экскурсионного просмотра открыто 35, однако и их с лихвой хватит, чтобы насладиться великолепием интерьеров замка. Все комнаты оформлены в разных стилях и каждая из них имеет свой неповторимый характер. Однако общим элементом для всех помещений является использование дерева для внутренней отделки. Широкое использование этого материала в декоре создает ощущение уюта и домашнего тепла. Кроме отделки деревянными панелями в интерьерах присутствует тонкая и ажурная резьба по дереву. Оформленные резьбой части интерьера кажутся воздушными, а дополняют картину легкости живописные цветные витражи, причем не только на окнах, но и на потолке. Кроме деревянного декора в оформлении интерьеров присутствуют шелк, кожа, а иногда и мрамор, и конечно же богатая роспись стен и потолка.
Архитектором большинства интерьеров замка был чех Карел Лиман (Karel Liman).
Описание интерьера замка Peles. Экскурсионный маршрут первого этажа.
Зал, центральная часть которого достигает высоты трехэтажного здания, изначально являлся внутренним двориком и только в 1911 г. был покрыт раздвижным потолком. Благодаря ему король Кароль I мог любоваться ночным звездным небом, а так же удивлять своих гостей. Механизм раздвижного потолка, который работает до сих пор и используется для проветривания зала, может приводиться в действие, как при помощи электродвигателя, так и вручную. Архитектор зала Карел Лиман, создал его, вдохновившись залом Fredenhagen торгово-промышленной палаты в немецком городе Любеке (Lübeck).
Стены зала декорированы деревом грецкого ореха и украшены алебастровыми барельефами, изображающие исторические, мифологические и библейские сюжеты. Выше находятся деревянные панели, на которых в технике маркетри изображены немецкие и швейцарские средневековые замки семьи Гогенцоллерн. Между арками балконов второго этажа размещены французские гобелены XVIII в. Венчает зал раздвижной стеклянный потолок, украшенный витражами. Все украшения и некоторая мебель зала были сделаны в мастерских Вены главным декоратором замка Peles Людвигом Бернхардом (Ludwig Bernhard).
Алебастр – одной из разновидностей этого материала является гипс, который получил широкое распространение в строительной сфере. Вторая разновидность алебастра – это кальцит, который широко применялся в античности и имеет большую твердость, чем гипс. (ВикипедиЯ) |
Маркетри (франц. marquer - размечать, расчерчивать) – вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Другими словами инкрустация шпоном, который представляет собой тончайшие листы древесины (около 3 мм). |
Следующий зал был построен между 1903 и 1906 гг. Оформление зала выполнено в стиле немецкого неоренессанса. Нижняя часть стен декорирована дубом, а потолок украшен флагами и девизами на латинском языке. Интерьер дополняют немецкие витражи XVIII в. В комнате собрана большая коллекция, состоящая примерно из 4.000 экспонатов европейского и восточного оружия XIV – XVII вв.: щиты, копья, арбалеты. В комнате представлен единственный в Румынии максимилиановский доспех XVI в. для всадника и лошади. Восточное оружие представлено турецкими, персидскими, арабскими, индийскими экземплярами, даже имеется старинное оружие японских самураев. Из всего многообразия экспонатов можно выделить саблю, рукоять которой декорирована акульей кожей и изумрудами и персидский пистолет, украшенный кораллами. Изюминкой коллекции является турецкое оружие, представляющее собой наполовину нож, наполовину пистолет.
Арбалет - старинное ручное метательное оружие в форме лука. (Словарь Ожегова) |
Максимилиановский доспех — германский доспех первой трети XVI века, названный так по имени императора Максимилиана I, а также с намёком на максимальность защиты. (ВикипедиЯ) |
Комната была завершена к открытию замка Peles к 1883 г. Интерьер выполнен в стиле немецкого неоренессанса и дополнен швейцарскими витражами XVII в. В кабинете стоит стол для официальных приемов и рабочий стол короля Кароля I.
Комната декорирована деревом дуба. Здесь собраны редкие экземпляры книг, среди которых есть книги в кожаном переплете и с золотым тиснением. На столе в комнате библиотеки можно увидеть ларец, расписанный собственноручно женой короля Кароля I королевой Елизаветой, которая была тонким ценителем искусства, писала картины и играла на клавесине и арфе.
Кроме коллекции литературных произведений комната примечательна тем, что в ней есть потайная лестница, пользуясь которой король мог не только попадать в свою спальню и на другие этажи замка, но даже выходить на крышу.
Клавесин (итал. clavicembalo) — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Предок фортепьяно, имеет фортепьянную клавиатуру. (ВикипедиЯ) |
Это последний зал, обустроенный в замке. Зал с богатым интерьером, некоторые части декора которого выполнены в технике интарсия, не был до конца закончен. Его оформление пришлось на 1914 г. Но после смерти короля Кароля I, в этом же году, работы по декорированию были приостановлены и зал совещаний так и остался оформленным наполовину.
Инта́рcия (от итал. intarsio) — вид инкрустации, выполняемый деревом по дереву. Эта техника похожа на маркетри, однако здесь детали мозаики не просто приклеивают на декорируемую поверхность, а укладывают в предварительно вырезанные в декорируемом предмете углубления. На заключительном этапе внешняя сторона изделия тщательно полируется. |
Изначально Музыкальный зал был оформлен и использовался как зал для музыкальных вечеров. Однако с 1905 г. по желанию королевы Елизаветы был переделан в зал для литературных вечеров. Интерьер комнаты декорирован деревом ели, а стены украшают картины немецкой художницы Доры Хитц (Dora Hitz), изображающие сюжеты немецких и румынских сказок. Резная мебель из тикового дерева, стоящая в комнате, получена в дар от индийского царя махараджа Kapurtala. Над ее изготовлением работали 104 года три поколения мастеров.
Елизавета не зря пожелала оборудовать специальный зал для литературных вечеров, поскольку в гостях у королевской четы бывали румынские деятели искусства, такие как композитор Джордже Энеску (George Enescu), поэт Миха́й Эмине́ску (Mihai Eminescu), писатель Василе Александри (Vasile Alecsandri).
Для сравнения приведу описание Концертного зала замка Peles, который находится на втором этаже и который часто путают с Музыкальным залом первого этажа, судя по фото, на просторах рунета.
Оформление зала в стиле английского неоренесанса было закончено в 1906 г. Стены, декорированы деревом, а нижняя их часть обшита кожей Кордова. Над камином на стене висит портрет королевы Елизаветы. Из любопытных музыкальных инструментов в зале имеется клавесин, сделанный в бельгийском городе Антверпене в 1621 г., вертикальный рояль «Buthner» и орган «Rieger» с двумя клавиатурами.
Кожа Кордова – кожа, специально выделанная и декорированная, для оформления интерьеров. Позолоченная или посеребренная кожа поставлялась в Европу Кордовским Халифатом с XI в. В наши дни такой тип материала тоже используется для декора. Кожа гофрируется и украшается золотом, серебром или цветной росписью, а затем вручную затемняется. |
Клавесин (итал. clavicembalo) — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Предок фортепьяно, имеет фортепьянную клавиатуру. (ВикипедиЯ) |
Это первый приемный зал замка, носящий второе название «Большая комната». Зал оформлен в стиле итальянского неоренесанса с элементами флорентийского возрождения. Как и другие комнаты замка, зал декорирован резным деревом, однако здесь на нем присутствует позолота. Кроме дерева в оформлении помещения использован мрамор, которым обрамлены двери и камин. Кроме мраморной окантовки, литые бронзовые двери зала украшены цветочными мотивами и женскими фигурами. Двери были изготовлены в мастерских Рима. В центре потолка, декорированного позолоченным деревом липы, изображена копия картины итальянского живописца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), а по ее краям вниз свисают две люстры из муранского стекла. Дополняют интерьер зала муранские зеркала, которые отражают роскошь великолепного потолка и восточные ковры, сотканные из натурального шелка. Зеркала были изготовлены на острове Мурано, недалеко от Венеции и доставлены в ближайший порт, откуда их привезли в замок Peles крестьяне на телегах. Примечательно, что во время своего путешествия к замку ни одно зеркало не пострадало.
Муранское стекло – стекло, произведенное на острове Мурано, одном из крупнейших островов Венецианской лагуны. Изделия из этого стекла производятся исключительно в ручную. В муранское стекло, в отличии от хрусталя, не вводится никаких добавок, однако оно чистое, прозрачное и однородное, как хрусталь. Это является одним из его отличительных признаков. Муранские стеклодувы не используют красителей, а, чтобы придать изделию цвет, вводят в стекольную массу окиси цветных металлов и даже золотую и серебряную фольгу. |
Архитектором столовой комнаты был немец August Bembe. Комната декорирована деревом различных пород. Витражи XVIII в. изготовленные в Мюнхене, изображают сцены из жизни немецкого дворянства. Стулья и потолок декорированы кожей Кордова.
Зал спроектирован французским архитектором Чарльзом Лекомпте (Charles Lecompte du Nouy). Автор позаимствовал элементы декора у испано-мавританского стиля. Потолок и стены расписаны золотом и цветной штукатуркой. Роспись представляет собой восточный средневековый узор и носит название – арабеска. Помимо роскошной росписи стены украшены оружием XV-XVIII в., а на ковре и на обшивке табуретов вытканы версеты из Корана. В глубине комнаты, у стены напротив входной двери, возвышается фонтан из каррарского мрамора.
Арабеска (ит. arabesco —- арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать изысканную графику арабского шрифта. (ВикепедиЯ) |
Версет – короткое стихотворение. |
Каррарский мрамор (лат. marmor lunensis) — мрамор, добываемый в Апуанских Альпах на территории города Каррары, находящегося в Италии. Считается одним из ценнейших сортов мрамора. (ВикипедиЯ) |
Декорирован ручной вышивкой, присущей турецкому стилю. На полу лежит восточный смирнский ковер. Завершает ансамбль коллекция турецкой и персидской посуды из латуни – кальяны, сосуды для горения благовоний и др.
Смирнские ковры – ковры, изготовленные в турецких городках из овечьей шерсти и мохера. В городе Смирна (тур. Ismir) происходит их окраска растительными красителями и кошенилью. |
Кошени́ль (фр. cochenille) — насекомое, из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина. (ВикепедиЯ) |
Выполнен в французском стиле времен Людовика XIV. Зал рассчитан на 60 мест, а для хозяев предусмотрено королевское ложе. Потолок и декоративный фриз расписаны австрийскими художниками Густавом Климт (Gustav Klimt) и Францем Йозеф Карл фон Мач (Franz Josef Karl von Matsch).
В 1906 г. в заде устанавливают экран и оборудование для просмотра фильмов. Театральный зал становиться кинозалом. Считается, что здесь состоялся первый в истории Румынии кинопоказ.
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде выделяющейся, узкой и длинной горизонтальной полосы. |